• Для яхтного оборудования, при изготовлении бегучего или стоячего такелажа, а также для швартовов и буксиров используют троса из различных материалов: волокна растительного происхождения, синтетика или металл.

Если стальной трос, то непременно по гост 7668

Стальные тросы имеют ряд преимуществ, но не лишены недостатков. По прочности и надежности они превосходят аналогичные изделия из других материалов.

• Однако канаты из металлической проволоки очень жесткие и не обладают достаточной гибкостью. В основном, стальные тросы применяют для стоячего такелажа. Наиболее распространены канаты, изготовленные по ГОСТ 7668, они в большей степени удовлетворяют требованиям по гибкости, прочности и надежности.

• Очень популярны изделия из натурального материала, они могут быть:

— Хлопчатобумажные, сделанные из хлопчатобумажных тканей. Из отрицательных характеристик таких тросов следует отметить сильное вытягивание, в особенности при намокании, а также сильная подверженность износу и гниению. Однако они находят широкое применение вследствие отличной эластичности, мягкости и легкости материала.

— Пеньковые, сплетены из пеньки — волокон, полученных из стеблей конопли. Для повышения защитных свойств трос часто пропитывают древесной смолой. Однако это на 8-10% снижает его прочностные характеристик. Пеньковый канат при нагрузке вытягивается до 10% в длину.

— Манильские, для их изготовления используют волокна стеблей абака — диких бананов. Показатели мягкости и эластичности у манильского троса самые высокие среди тросов из растительных волокон, кроме этого он плавает на поверхности воды.

— Сизальские, имеют с своем составе волокна агавы. В основном это растение растет в Мексике, но встречается на Кавказе и юге Крыма. Сизальские канаты отличаются повышенной «мохнатостью», большое количество торчащих в сторону волокон.

• Отличными характеристиками обладают синтетические тросы, в последнее время получившие широкое применение в различных отраслях, в том числе и в морском деле. Основное их преимущество — в низкой степени подверженности гниению и износу. Характеристики по упругости, прочности и удельному весу значительно превосходят аналогичную продукцию из натуральных материалов.

Синтетические тросы широко используются в снаряжении яхт в качестве якорных канатов, швартовов, а также для бегущего такелажа. Однако у них есть и недостатки: синтетические тросы обладают высокой жёсткостью и довольно сильно вытягиваются — до 40%. Кроме этого канаты из такого материала имеют малый коэффициент трения, что значительно затрудняет их фиксацию.