В конце мая Госдума РФ в первом чтении приняла закон, по которому предусматривается обязательное вступление в СРО со стороны управляющих организаций.

Закон о СРО способен «похоронить» управляющие компании

С принятием данного закона УК сможет с большей результативностью бороться за права определения качества обслуживания, хотя документально определенная величина минимального взноса, составляющая 100 тысяч рублей, безусловно, будет оказывать негативное влияние на увеличение квартплат, и, кроме того, может привести к активному созданию ТСЖ.

В соответствии с законом определяются механизмы самостоятельного регулирования в сфере управления многоквартирных домов. Благодаря предложенной системе получится достичь качественного сочетания государственного регулирования наряду с саморегулированием, которое выполняется со стороны компаний, управляющих многоквартирными домами. В данный момент в СРО изъявили желание вступить больше 150-ти организаций. А когда будет принято положение, предусматривающее обязательное членство для саморегулируемых организаций, можно будет прийти, наконец, к формированию единой базы УК.

Как считают руководители ЖКХ при администрации города Перми, принятие данного законопроекта является не просто актуальным, а чрезвычайно важным. Ведь если в Перми будут существовать подобные СРО в сфере ЖКХ, это будет считаться значительным достижением для всего города, а также показателем динамичного развития рынка жилищно-коммунального хозяйства и признаком высокой профессионализации.

Ещё не так давно некоторые управляющие многоквартирными домами компании вынуждены были создавать СРО наряду с объединениями на добровольной основе, но сейчас же, равно как и в строительной сфере, такой шаг, как вступление в СРО будет являться единственным условием для того, чтобы компании осуществляли свою деятельность на рынке ЖКХ. На сегодняшний день те управляющие компании, которые просто прошли регистрацию, не обладают для этого необходимыми знаниями и определёнными навыками, и, следовательно, являются неспособными для осуществления качественных услуг.

Закон о СРО способен «похоронить» управляющие компании

Вступление в СРО является обязательным положением, которое просто необходимо для всеобщего объединения профессионалов рынка ЖКХ, так как каждый из соискателей будет принужден пройти процесс утверждённой уставом сертификации предоставляемых услуг, по итогам которой и будет происходить принятие в члены СРО. Создание саморегулируемых организаций в первую очередь происходит для того, чтобы обеспечить координацию деятельности и вести контроль над действиями управляющих компаний, а также для осуществления разработок наряду с внедрением ряда механизмов по защите интересов владельцев жилья и оценке качества предоставляемых со стороны управляющих компаний услуг. Так, например управляющие компании должны регулярно производить замену задвижек с гидроприводом.

Довольно интересным является следующий вопрос: «в курсе ли сами собственники, к какой именно СРО относится их УК?». Ведь СРО представлен как самый мощный рычаг, которым осуществляется контроль над УК. Вступление в СРО должно считаться знаком элитного положения компании, при этом руководящий состав СРО обязан в полной мере отвечать за деятельность каждого из своих членов. Кроме того, жильцы обязаны обеспечиваться правом получения у руководства СРО любой необходимой информации, касающейся ее членов. Каждый из собственников имеет право обращения к СРО в тех случаях, когда отсутствуют внятные объяснения от УК по вопросам несоответствия оговоренному уровню качества предоставляемых услуг и в случае возникновения вопросов взаиморасчётов с поставщиками ресурсов.

В соответствии с положениями нового проекта региональные или муниципальные органы, в случае признания компании недобросовестной и нарушившей установленные требования могут исключить УК из состава СРО.

Е. Котова, являющаяся президентом СРО «Ассоциация управляющих компаний» считает, что рынок управления многоквартирными домами на протяжении долгого времени нуждался в появлении закона, предусматривающего обязательное вступление в СРО. Именно благодаря положению об обязательном саморегулировании можно будет исключить существование на этом рынке фирм-однодневок. Что же касается коллективной ответственности членов СРО, то она будет определена тогда, когда будет создан компенсационный фонд для УК. Вряд ли у УК в данной ситуации появится желание регулярного скрытия нанесенного со стороны недобросовестных коллег ущерба владельцам жилья. Посему для недобросовестных компаний право на профессиональную деятельность будет утрачено вследствие исключения их членства из СРО.

Также Е. Котова указала на некоторые негативные моменты: «Новая версия закона имеет место для существования моментов, которые вызовут определенные сложности при качественной их реализации. К первому такому моменту, считаю, можно отнести требование собрания не меньше, чем 100 УК в рамках одной СРО. Ведь каждый регион имеет различную ситуацию с числом функционирующих УК. Бывают также и такие регионы, которые насчитывают гораздо больше, чем 100 управляющих компаний, но столь же много и таких, на территории которых данная цифра может едва дотянуть до тридцати. Для тех управляющих компаний из регионов, которые имеют небольшой рынок, необходимостью будет начало своего объединения с подобными компаниями, становясь межрегиональными СРО. Если брать в учет неодинаковую региональную специфику в плане развития рынка, то такие объединения эффективно не смогут работать.

Второй момент состоит в установлении взносов в компенсационный фонд организации, которые предусмотрены законопроектом, где их размер является одинаковым для всех желающих осуществить вступление в СРО. На сегодняшний день рынок переполнен УК всевозможных масштабов. Одни компании в активах имеют не один миллион квадратных метров, другие же – всего пару тысяч. Поэтому введение в равной степени высокой цены на обязательные взносы повлечет за собой закрытие выхода на рынок для многих УК. Целесообразнее было бы применять в данном вопросе не единый, а дифференцированный подход, беря в учет активы каждой из таких компаний».

Когда законопроект будет окончательно принят, членство в СРО будет обязательным для всех, а такое «удовольствие» обойдется весьма дорого, и в первую очередь отразится на тех компаниях, которые уже используют данные услуги. Следовательно, и расплачиваться за принятие закона будут простые жители. К примеру, в Перми функционируют такие крупные организации, оборот денежных средств у которых достигает 200-300 миллионов. Естественно, для подобных компаний не составит проблемы оплата взноса в размере 100 тысяч рублей. Однако для более мелких организаций оплата такого взноса будет просто не по силам. Такая ситуация в конце концов приведёт к созданию монополии на рынке ЖКХ и повлечет многочисленное образование ТСЖ. И если учитывать тот факт, что ТСЖ являются некоммерческими организациями – они не предоставляют услуги, касающиеся управления, и, соответственно, вступать в СРО не обязаны. Не нуждаются в членстве в СРО также и подрядные организации, занимающиеся непосредственным техобслуживанием домов. Поэтому созданные ТСЖ, скорее всего, начнут прибегать к их услугам, на чем смогут существенно сэкономить.

Данный законопроект признали спорным. Ведь он может либо поставить крест на деятельности мелких управляющих компаний, либо же стать рычагом, влияющим на качество предоставляемых услуг. Безусловно, проект закона нуждается во внесении дополнений и коррекционных поправок.